Для меня, как разработчика новых высокотехнологичных изделий, ситуация, когда мои знания о новом изделии и процессах в нем неполны, является привычной нормой. А заполнение пробелов в нем является профессией.
Как показывает опыт, полнота знания о чем-то подвержена таким же циклическим колебаниям, как и все в мире. Деградация отечественной науки, начавшаяся где-то в 60-х годах прошлого века, привела к фрагментации научного знания. Деградация знания привела к последующей деградации промпроизводства. На минимуме цикла, когда коллективное знание сохранялось лишь фрагментарно, можно было констатировать и гибель науки, и, последовавшую за этим, гибель производства.
Сейчас начался новый цикл – постепенно создается новое знание, пробелы в нем последовательно заполняются. Цикличность развития промпроизводства всегда отстает по фазе, поэтому, объективно, развитие нового знания приведет к развитию промпроизводства новой техники. Держаться за старое знание уже не получается даже у самых верных его поклонников. Формирование новых научных школ – это самая актуальная задача сегодняшнего дня. Отрадно, что Рыбинская школа двигателестроения, погибнув в конце 90-х, сегодня возрождается на новых основаниях.